Союз педиатров России.

Серия таблиц на заданную тему.

Идеальным возрастом для начала приучения к горшку здоровых детей обоих полов является полуторагодовалый (18 месяцев) возраст.

Сравнение возраста начала приучения к горшку и возраста к моменту достижения результата

Возраст начала обучения, месяцы0–89–1212 месяцев и старше18 месяцев и старше
Возраст окончания, месяцы18222325
Среднее время обучения, месяцы12–1511–128–11<7

Преимущества своевременного приучения ребенка к горшку

Для ребенкаДля матери
  • Ребенок способен понять смысл процесса и достичь успеха за менее продолжительное время.
  • Меньше стрессов и требований, предъявляемых к ребенку.
  • Более интенсивный процесс обучения (научения) ребенка.
  • Ребенок получает удовольствие от обучения и сам задает темп для последующего научения.
  • Меньше времени тратится на уборку и стирку одежды после очередной «неожиданности».
  • Меньше переживаний со стороны матери.
  • Возможность укрепить связь между родителем и ребенком.
  • Позволяет матери более качественно проводить время и общаться с ребенком, а также лучше узнать его.

 

Навыки развития у ребенка в возрасте 18 месяцев

Физическое развитиеСоциально-эмоциональное развитиеУмственное развитиеЯзыковое развитие
  • Приседает, чтобы взять игрушку
  • Ходит cам
  • Пьет, не проливая
  • Тянется за игрушкой, не падая
  • Чаще пользуется правой/левой рукой
  • Поднимается/ спускается по лестнице, держась за перила
  • Начинает прыгать на 2 ногах
  • Строит башню из 3-4 кубиков,  бросает мяч
  • Самостоятельно играет рядом со знакомым ему взрослым
  • Постоянно требует материнского внимания
  • Пьет из чашки, держа ее обеими руками
  • Сам ест с ложки
  • Пытается петь
  • Подражает действиям домашних
  • Любит простые книжки с картинками
  • Изучает окружение
  • Знает, как называются части его тела
  • Говорит на «своем» языке  и четко выговаривает многие слова
  • Повторяет последнее слово, сказанное взрослым
  • Говорит без умолку

Родителям рекомендуется начинать приучение детей к горшку, начиная с того момента, когда они сумеют правильно распознать признаки готовности к этому процессу, что подразумевает и оценку двигательных навыков, и сформированный контроль сфинктеров. Обычно такие признаки готовности появляются у детей в возрасте около 18 месяцев. К этому возрасту начинает более заметно проявляться социально-эмоциональная готовность ребенка. Такое созревание обеспечивает сознательный контроль над телом, движениями и поведением, определить который можно по следующим признакам:

  • Ребенок понимает простые команды и указания и может их выполнить.
  • У ребенка имеется фразовая речь (не менее чем из двух слов).
  • Ребенок способен брать предметы и класть их в предназначенные для них места.

К основным признакам, свидетельствующим о контроле над кишечником и мочевым пузырем, относятся следующие:

  • Акты дефекации происходят регулярно и по предсказуемому графику.
  • Ночью дефекации не отмечается.
  • Ребенок остается сухим во время прогулки, после сна или не менее 2 часов подряд.
  • Ребенок понимает, что с ним происходит, о чем свидетельтствует выражение его лица, кряхтение или приседание при мочеиспускании или дефекации.
  • Ребенок должен уметь забираться на невысокую поверхность, снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить в туалет.

Эмоциональная готовность ребенка к приучению к горшку проявляется различными способами. Ребенок должен обладать следующими умениями:

  • Демонстрировать, когда подгузник стал мокрым, а также просить сменить его.
  • Стремиться радовать родителей, выполняя простые указания.
  • Высказывать желание воспользоваться горшком или носить белье, «как большой».
  • Хотеть быть чистым и опрятным.
  • Проявлять интерес, когда другие члены семьи пользуются туалетом, а также копировать их поведение.

Выделены следующие сроки связанных с горшком реакций

Название реакцииПриблизительный возраст появления реакции
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки1 год 2 мес.
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами)1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок2 года
Просится в туалет используя слова2 года 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)3 года

Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.

 

Источник: Союз педиатров Росии (www.pediatr-russia.ru), www.mamazanuda.ru

 


Ольга Кузьменковаавтор концепции обучения и отношения к детям “Ребёнок, готовый к жизни!”, основатель сети детских центров “Элитное содействие развитию”, “Киндерика”, языковых школ “Элит Инглиш Класс”.

Серия авторских статей на заданную тему.

Статья 1.

Подробные инструкции по знакомству с горшком для молодых родителей.
(* памперсами я называю любые подгузники
**у меня 2 высших образования, но попу в этой статье я называю «попа», а не «ягодицы» и т.п.)

«Все мои дети пошли на горшок в 1 год и 3 месяца!» – гордо заявляет одна мама на площадке, а несколько мам, у которых дети 2-х лет гуляют в этот момент памперсах, стыдливо скрывают смущение.

В группу к моему сыну в садик пришел мальчик, 4 года. Русская семья, жили в Испании. Мальчишка чудесный, прекрасно развитый. Мальчик в памперсе. Делает туда все большие и малые дела, так сказать. В Европе «не парятся» на эту тему, как говорится.

Сколько страстей вокруг темы горшка! Пожалуй, сравнимо только с грудным вскармливанием и отлучением от груди.

В этой статье я попыталась обобщить толковые рекомендации врачей и детских психологов, весь опыт мой собственный, моих друзей и знакомых, а также сотен мам, с которыми я ежедневно общаюсь на тему детского развития.

Давайте разберемся, что следует делать, а что есть напрасная трата времени и нервов, своих и ребенка.

Одна мама отучала ребенка от груди, приклеив на соски искусственный мех. А еще одна врач-педиатр говорила: «Чтобы ребенок пописал, вы поставьте его голыми ножками на холодный пол». Здравый читатель, вы понимаете, что я привела пример крайностей, граничащих с абсурдом.
Известный и любимый многими мамами врач-педиатр доктор Е.О.Комаровский говорит о том, что только в 18-22 месяца, не ранее, у ребенка начинает формироваться последовательность – «хочу в туалет» – «прошусь в туалет/иду в туалет» – «отправляю свои естественные надобности». И именно в такой последовательности.

Абсолютно бессмысленно ранее этого возраста по 20 минут держать малыша и приговаривать «пись-пись-пись.» Точнее, если есть на это время и терпение, делать это можно, но по факту, это никак не влияет на формирование вышеуказанной последовательности «хочу в туалет» – «прошусь в туалет/иду в туалет» – «отправляю свои естественные надобности». Центральная нервная система созревает своими темпами, мамские «пись-пись-пись» на ее созревание существенно не влияют.

Это как, пардон, менструации начинаются у кого-то в 12, а у кого-то и в 17 лет. Повлиять на это никак нельзя.

Все, что происходит раньше 18 месяцев – это просто ловкость рук мамы, которая подлавливает и угадывает по признакам, что ребенок сейчас захочет сходить в туалет.

Конечно, всегда есть исключения из правил. Знаете, всегда найдется у кого-то такой «золотой ребенок», который сам пошел на горшок в годик, да еще и наверняка, попу себе вытирал сам. Конечно, по словам его мамы и бабушки. Как есть на самом деле, мы с вами никогда не узнаем.

Чего делать нельзя. (Подробно, почему нельзя, я разберу в следующий статье.)

– Нельзя ругать ребенка, тем более прилюдно, если он намочил или испачкал штанишки.
Приговаривать, что он плохо сделал и т.д.
Ребенок не контролирует и не управляет этим процессом. Пока. Если бы он мог, он бы попросился. Значит, пока не может.

Нельзя заставлять садиться на горшок, если ребенок не хочет.

Нельзя сгонять с горшка, если ребенок подолгу сидит на горшке.

Нельзя шлепать ребенка (вообще в принципе детей нельзя бить) за что-либо, связанное с горшком или туалетом.

Не покупайте горшки с музыкальными эффектами. Отправление естественных надобностей – процесс интимный и тонкий. Громкая музыка может сбить этот механизм.

Неправильно заманивать и удерживать на горшке с помощью планшета или книжки.
Есть дети с определенным темпераментом, которые именно любят сидеть подолгу на горшке, это врожденное. Но их менее 30%.

Что делать можно и нужно:
– дома периодически снимать памперс, пусть кожа малыша дышит.

в 1,5-2 года пойти в детский магазин и вместе с ребенком выбрать горшок, который ему понравится. Сейчас есть недорогие горшки с картинками из мультиков, хорошие удобные горшки продаются в Икеа, там же можно приобрести и подставки, которые пригодятся ребенку, чтобы достать до умывальника или сесть на унитаз.

Поставить горшок дома в зоне видимости ребенка, пока не акцентируя на нем никакого внимания. Если ребенок начнет с ним играть – пусть играет. Через неделю расскажите о горшке и для чего он.

Если ребенок не воспринял горшок с первого раза, нужно его убрать и достать еще раз через месяц-полтора.

Спрашивать у ребенка, хочет ли он в туалет, нужно негромко, лучше – на ушко, особенно при остальных людях. Вы ведь не хотели бы, чтобы вас кто-то громко спросил при людях, хотите ли вы в туалет.

Постепенно с 1,5 – 2 лет дома полностью отказывайтесь от памперсов днем. Запаситесь десятком трусиков или шорт, пусть мочит их, меняйте.

Если возраст в районе 2 лет выпал на лето, можно и на улицу выходить без памперса, взяв с собой 3-4 пары трусов и шорт.

Будет определенный переходный момент с большой нуждой. Ведь если ребенок не сходил по-большому дома, а вы выбрались на улицу, большая вероятность, что он авария случится на улице. Может есть смысл подстраховаться и надеть памперс. Ну а если ребенок дома сходил по-большому, можно идти и в трусиках.

Любопытная мысль: дети учатся примером. Но ведь мы, взрослые, не ходим на горшок! Мы ходим в туалет. Есть такие горшки в форме маленьких унитазов. Именно горшки, не детские унитазы. Стоят они в несколько раз дороже, чем обычные пластиковые горшки.

Опыт показывает, что есть 4 категории мам:

Мамы, которые вообще «не парятся». «Пойдет в садик, там его научат ходить на горшок.» Ребенок ходит в памперсе, затем примерно в 2,5 года его отдают в садик. Что там происходит, какими методами там приучают к горшку, мамы предпочитают не знать. А напрасно. То, что может происходить в государственных садиках с беззащитным маленьким ребенком, может его травмировать так, что придется долго из этого «вылезать».

«Тоталитарные» мамы. Начинают приучение к горшку ребенка чуть ли не с года, очень много раз в день упоминают горшок, упрекают ребенка за неудачи. Постоянно ругают или, еще того хуже, наказывают ребенка за мокрые или грязные штанишки. Заставляют ребенка вытирать лужицы дома, стирать колготки и трусы. Поступают эти мамы так либо от невежества, либо потому, что с ними так же в детстве обходились.

3. Мамы-«золотая середина». Мамы начинают приучение к горшку/унитазу в возрасте не раньше полутора лет. Не ругают ребенка за неудачи с горшком. Постепенно снимают памперс, оставляя его только на ночь и на прогулку.
4. Особенные мамы. Их дети вообще никогда не бывают в памперсе. Практически с рождения эти мамы умеют высаживать* детей – ночью – в таз, который стоит рядом с их кроватью, так как спят они с детьми. Днем – в раковину или в унитаз, а если на улице – под кустик. Они каким-то мистическим образом гуляют с детьми без памперсов зимой, возят в машине и путешествуют.
*(высаживать – это брать ребенка на руки непосредственно перед тем, как он пописает/покакает, снимать с него штанишки и подносить к раковине, туалету или под кустик)

Безгоршковый метод.

Возможно, это звучит необычно, но есть сотни и тысячи детей, которые вообще не сидели на горшке. Они сразу стали ходить на унитаз с детской накладкой, в основном, в возрасте 2-3 года.
Все дело во врожденном темпераменте.

Как понять, если это может быть ваш ребенок?

Эти дети в принципе до 2,5 лет не сидят. Они все время бегают, заняты бурной деятельностью или спят.

На первое предложение сесть на горшок реагируют протестом. Так же и на второе (через месяц), и на третье.

Бросают горшок, надевают его на голову, одним словом, протестуют.

Как действовать:

1.Выберите с ребенком накладку на унитаз (так же как вы выбирали горшок, вместе.)

2.Покажите, как класть накладку на сиденье унитаза.

3.Поставьте подставку-подножку рядом с унитазом.

4. Как только ребенок начинает подавать признаки, что он/она вот-вот пописает/покакает, отведите ребенка в туалет и помогите сесть на унитаз с накладкой.

5. Мальчику желательно чтобы папа показал, как справлять малую нужду. Это логично.

6. Научите смывать, если ребенок может дотянуться до кнопки смыва. Дети любят всякие кнопки, это может быть дополнительным стимулом ходить именно в туалет.
Подсказка: очень многие мамы рассказывали, что с детьми в возрасте примерно 2,5 лет – 3-х лет сработал единоразовый «жесткий разговор».

Содержание его примерно таково: (после того, как ребенок в очередной раз пописал на пол или куда придется)
«Дорогой Вася! Меня уже достало, что ты постоянно писаешь в комнате! Мне надоело убирать и вытирать. Будь добр, ходи в туалет.»

Важные дополнения:

Чаще детки начинают ходить на горшок/в туалет вначале писать, а позже и по большой нужде.

Детки на первых порах могут не различать позывов «писать» и «какать».

При поступлении в садик дети испытывают сильный стресс и могут начать снова пачкать штанишки. Многие не могут сходить по-большому в садике. Это и понятно, новый туалет, новая не всегда дружественная обстановка, отсутсвие мамы, нет взрослого, которому можно довериться. Дети не просятся в туалет, а терпят, часто пачкают штанишки. Ругать нельзя ни в коем случае, нужно дома много раз проговаривать: «Когда захочешь в туалет, скажи воспитательнице». Вы ведь тоже не захотите сказать малознакомому человеку, что хотите в туалет.

При рождении второго ребенка в семье старшие дети испытывают так называемый регресс – могут снова «забыть», как ходить в туалет и начать делать свое дело в штаны. Реагируйте спокойно, не ругайте. Через 4-6 месяцев все наладится. Можно спокойно дать ребенку мыло и поручить стирать трусы. Покажите как намыливать, как смывать мыло, как выжимать. Это полезный навык, в жизни пригодится.
Мамочки, нет красной таблетки и универсального совета. Все описанное здесь – не панацея. Пробуйте все с терпением и любовью, у вас все получится.

Помните, что тема отправления естественных нужд связана с гениталиями, с ощущениями удовольствия. Будьте спокойны, здравы и терпеливы, и тогда у ребенка не разовьется в дальнейшем ненужных неврозов и комплексов. Как это бывает, я расскажу в следующей статье.

Версия для печати Версия для печати Отправить другу Отправить другу