1 месяц

1. Черно-белые картинки

  • подходящий возраст – 1 неделя;
  • картинку можно разместить на расстоянии 30 см от глаз (над кроваткой, у пеленального столика; очень удобно заламинировать распечатанные картинки);
  • сочетание черного и белого наиболее контрастно и помогает формировать умение фокусировать взгляд; почаще надевайте одежду в полоску или крупный горох.

2. Цветные картинки:

  • подходящий возраст – от 2 недель;
  • малышу интересно смотреть на новые картинки, поэтому хорошо их менять каждые 2-3 дня.

3. Фокусировка взгляда

Медленно приближаем яркую игрушку к глазам малыша (не ближе 20 см), чтобы ребенок зафиксировал на ней взгляд, потом не спеша перемещаем игрушку из стороны в сторону. К концу первого месяца жизни перемещаем игрушку также вверх и вниз.

4. Гирлянда или мобиль

Можно повесить перед малышом на расстоянии 30 см разноцветную гирлянду с крупными элементами. Желательно расположение красного цвета по центру, после красного оранжевый или желтый, затем зеленый, а по краям синий.

Мобиль над кроваткой малыша развивают зрение, а также слух, если в нем есть звуки.

5. Мамино лицо

Расположите свое лицо на расстоянии 20-30 см от малыша и активно улыбайтесь, хмурьтесь, удивляйтесь.

6. Мамин голос

Поем малышу песенки и колыбельные, рассказываем ему обо всем, что видим вокруг.

7. Музыка

Включаем малышу негромкую классическую музыку (особенно Моцарта и Чайковского) и различные детские песенки из сказок и мультфильмов. Танцуйте с малышом на руках.

8. Погремушка

Тихонько потрясите погремушкой с мелодичным звучанием на расстоянии 10 см от уха малыша.

Потрясите погремушкой, которая не доступна взору малыша. Затем усильте звук, тряся погремушкой то справа, то слева, ребенок научится искать глазами источник звука.

9. Подходящие игрушки

  • неваляшки;
  • манжетки (при движении руки малыша издаются мелодичные звуки);
  • крупные игрушки с большими глазами, хорошо, если глаза двигаются, а игрушка издает звуки;
  • погремушки с ручками и кольцами для подвешивания разного цвета и формы;
  • игрушки разной фактуры (шелк, мех, дерево, пластмасса), чтобы развивать тактильные ощущения.

2 месяца

1. Разговоры

Постоянно разговариваем с малышом (во время купания, кормления, переодевания и пр.)

Даем послушать разные звуки (стиральная машина, телефонный звонок и пр.) и рассказываем, что это.

Разговариваем с малышом в лицах, меняем интонации с повествовательной на вопросительную, говорим то басом, то тоненьким голосом, то тише, то громче.

2. Игрушки

Подвесим над кроваткой 1-2 яркие игрушки на расстоянии 30 см от глаз малыша, меняем их время от времени, если они наскучили ему.

Мобиль с игрушками и звуками над кроваткой также вызывают радость.

Водим крупной игрушкой в разные стороны перед лицом малыша на расстоянии 50 см, т.е. дальше, чем в 1 месяц.

Сажаем крупную игрушку с крупными глазами (мишку, куклу и пр.) в кроватку к малышу.

3. Мячик

Берем небольшой яркий мячик и катаем его возле малыша, чтобы ему захотелось следить за мячом и потянуться к нему. Из-за этого малышу придется напрягать мышцы шеи, это поможет в умении держать голову.

3 месяца

1. Колокольчики

Колокольчики, бубенчики и любые другие предметы со звенящей начинкой можно подвесить к мобилю или над кроваткой. К концу 3го месяца малыш поймет, что дотрагиваясь до игрушки, он заставляет ее звучать.

Также можно повесить на руку малыша колокольчик и научить малыша сознательно звонить.

2. Воздушные шары

Привяжите шар к ручке малыша, чтобы, двигая рукой, ребенок наблюдал за его движением и смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.

3. Тряпичный браслет с колокольчиком

Такой браслет застегивается на липучку, надеваем его попеременно то на правую, то на левую ручку малыша.

4. Погремушки

Выбираем погремушки контрастных цветов, которые можно хватать и сжимать.

Подвесим погремушку над кроваткой на расстоянии около 45 см от глаз, чтобы малыш мог ее отводить рукой, стремясь схватить, случайно задеть. Со временем ребенок поймет, что ударяя погремушку, он двигает ее, и это становится причиной шума.

5. Неваляшка

Играем вместе с малышом, показываем, как она раскачивается, услышав звон неваляшки улыбаемся и говорим: “Ты слышал?”.

6. Юла

Играем вместе с малышом, даем потрогать юлу, потом раскручиваем ее, и когда она начинает гудеть, говорим: “Послушай, как поет юла!”

7. Прикосновение перышка

Проводим по животику и спинке малыша перышком или кусочком мягкой материи. Можно слегка подуть на его личико и животик.

8. Прятки

Встаем так, чтобы малыш нас не видел, зовем его по имени. Малыш будет искать вас взглядом. Делаем так, чтобы он увидел вас, а потом прячемся снова. Но теперь не просто зовем его, а читаем детские стихи или поем песенки.

9. Большой мяч

Кладем малыша на животик на большой надувной мяч и перекатываем вместе с ним мяч вправо-влево, вверх-вниз. Хорошенько поддерживаем ребенка.

4 месяца

1. Цвета

Давая малышу в руки игрушку или предмет, говорим об их цвете: “Это мяч. Он красный”. Делаем так, чтобы ему захотелось получить мяч еще несколько раз, и каждый раз повторяем эти слова.

2. Музыкальные игрушки

Малышу понравятся те игрушки, на которых он сам сможет нажимать на кнопки, чтобы услышать различные мелодии.

3. Ку-Ку!

Закрываем ладонями глаза и говорим малышу: “Ку-ку! Ку-ку! Где я?” И тут же открываем лицо и с улыбкой говорим: “А вот я!”

4. Ладушки

Берем ладоши малыша в свои руки и учим его хлопать, приговаривая:

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

5. Пока-пока!

Машем ребенку рукой и говорим: “Пока-пока!” Вскоре малышу тоже захочется помахать рукой, поддерживаем все его попытки и с улыбкой говорим: “Ты машешь маме (папе) пока-пока? Вот молодец!”

6. Коза рогатая

Щекочем животик малыша двумя пальцами и приговариваем:

Идет коза рогатая!

Идет коза бодатая!

Кто каши не ест, молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!

5 месяцев

1. Сорока

Берем ручку малыша и приговариваем, водя своим указательным пальцем по ладошке:

Сорока-белобока!

Где была? Далеко!

Печку топила, кашу варила,

Гостей созывала,

Гости прилетели, на крылечко сели.

(по очереди перебираем пальчики ребенка)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

2. Большой-пребольшой

Поднимаем руки вверх и с улыбкой приговариваем: “Смотри, какой Ваня большой-пребольшой!” Вскоре малыш тоже начнет поднимать ручки, когда вы будете говорить эти слова.

3. Мягкие книжки

В таких книжках из ткани или пластика страницы содержат разные текстильные элементы, прорезыватели, детские зеркала, бусины, шуршащие вставки, их интересно рассматривать и трогать.

6 месяцев

1. Прорезыватели

Кольцо-прорезыватель и специальные игрушки, предназначенные для жевания и сосания, понадобятся, когда у малыша начнут прорезываться зубки.

2. Текстильный мяч и кубики

Они должны быть небольшого размера, удобного для захватывания маленькой ручкой. Хорошо, если внутри есть бубенчик.

3. Бусы

Деревянные или пластмассовые бусы подходят для ощупывания, хватания, трясения. Когда малыш потянется к бусам и ухватит их, немного потрясите ими.

4. В ямку – бух!

Качаем малыша на коленях, словно он едет по кочкам, потом колени раздвигаем, придерживая малыша, будто он падает, приговариваем:

Ехали мы, ехали,

В лес за орехами,

По кочкам, по кочкам,

Да в ямку – бух!

Раздавили сорок мух!

***

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам

И в ямку – бух!

Раздавила сорок мух!

5. Гоп!

Слегка подбрасываем малыша на руках и приговариваем:

Тушки-тутушки,

С творогом ватрушки,

Пшеничный пирожок,

На опарушке мешен,

Высоконько взошел.

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

6. Чики-чикалочки

Сажаем малыша на колени и, подражая качке при езде на лошади, приговариваем:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Щелкает орешки.

***

Из-за леса, из-за гор,

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

7. Зверюшки

Произносим звуки, подражая животным и объясняя малышу: утка (уточка) говорит “кря-кря”, собачка лает “гав-гав” и т.д. Просим его повторить звуки.

8. Книжки

Читаем вслух забавные стишки, потешки (смотрим здесь), смотрим книжки с картинками (смотрим здесь), показываем и рассказываем о том, что нарисовано, пусть ребенок тоже показывает пальчиками, особенно хорошо, если это книжка-малышка или книжка с музыкальным компонентом и кнопками. Пусть малыш сам попробует перевернуть страницу.

9. Кукольный театр

Берем яркую перчатку и прикрепляем к каждому пальчику миниатюрного зверька. Устраиваем представление. Такая игра подойдет и для ванной, если зверюшки выполнены из подходящего материала. Можно обойтись и без перчатки, тоже получается весело 🙂

10. Части тела

Ласково трогаем разные части тела малыша, приговаривая: синие глазки, пухленькие губки и т.д. Показываем на себе и так же приговариваем: это носик, это ручка и т.д.

7 месяцев

1. Игры с пальчиками

Помимо игр “Сорока”, “Коза рогатая”, “Ладушки”, играем в загибание пальчиков:

Этот пальчик хочет спать

(загибаем мизинец),

Этот пальчик лег в кровать

(загибаем безымянный),

Этот пальчик уж вздремнул

(средний),

Этот пальчик уж уснул

(указательный),

Этот крепко, крепко спит

И тебе он спать велит

(держим за большой палец).

В том же порядке, загибая пальчики, приговариваем:

Этот пальчик в лес ходил,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и потолстел.

***

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел!

***

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот – деточка моя,

Вот и вся моя семья.

2. Повторяем за малышом

Малыш машет ручкой – мы машем, улыбается – улыбаемся, щебечет – повторяем за ним, хлопает в ладоши – делаем то же самое. Ребенок учится обмениваться репликами, участвовать в диалоге.

3. Игрушечный молоток

Показываем малышу, как пластмассовый молоточек стучит по разным поверхностям: кастрюлькам, банкам из-под кофе, пластмассовым бутылкам и т.д.

4. Мешочки

Шьем мешочки или тряпичные мячи из различных тканей и наполняем крупами (горох, бобы, гречка). Также хорошо подойдут покупные игрушки с наполнителем из вишневых косточек и пр.

8 месяцев

1. Разрушаем пирамиду

Делаем пирамидку из кубиков и просим малыша кинуть шарик так, чтобы все разрушилось.

2. Гол!

Садимся на пол лицом друг к другу и отправляем малышу мячик так, чтобы он смог его поймать. Просим его прислать мяч обратно.

3. Бытовые предметы

Делимся с малышом контейнерами с разноцветными крышками, воронками, пластиковыми стаканчиками, бутылками, шумовками, формочками для льда, коробочками (чтобы можно было сложить одну  другую), а также небольшими кастрюльками (особенно хорошо, если в них малыш сможет увидеть свое отражение), деревянными ложками.

4. Маракасы

Этот ударно-шумовой инструмент можно также сделать самостоятельно, насыпав в коробочки или пластиковые бутылочки песок, горох, пуговицы и т.д., главное плотно закрыть емкости.

5. Роняем на пол

Даем малышу любые неопасные предметы, которые можно ронять на пол: мягкие игрушки, кубики, деревянные ложки и т.д. Выбрасывая предметы из кроватки, со столика, малыш развивает моторику, слух, зрение, познавательные способности.

6. Играем в ванне

Плавающие пластмассовые уточки, кораблики, рыбки хорошо подойдут. Главное помнить, что если в игрушку набирается вода и застаивается, то их необходимо регулярно тщательно чистить. Учим малыша передвигать игрушки, хлопая ладошкой по воде. Показываем фокус: прячем уточку в пене, а затем достаем ее. Льем водичку из пластиковых чашечек, переливаем воду из одной чашки в другую.

9 месяцев

1. Салфетки

Малышу очень нравится рвать мягкую бумагу на мелкие кусочки и потом собирать их.

2. Части тела

Просим показать у игрушки глазки, носик, ротик, ушки, объясняем, что глазки видят, ушки слышат и т.д.

3. Животные

Рассматриваем яркие картинки в детских книжках, показываем малышу, где кошка, где собачка и т.д., просим потом показать их на картинке.

4. Формы предметов

Хорошо подойдут пластиковые шарики и кубики. Разговариваем с малышом: “Что это? Шарик? Да, это шарик. А это что? Кубик? Да, это кубик”.

5. Знакомые предметы

Учим малыша подавать именно те предметы и игрушки, о которых вы просите и которые он знает: мячик, погремушку, ложку.

6. Одеваемся

Показываем малышу, как надо протянуть вам ручки или ножки при одевании и раздевании, просим его помочь вам одеть или раздеть его.

7. Прятки

Прячемся от малыша, например за манежем, и говорим “Ку-ку!”, выглядываем, улыбаемся, ползаем друг за другом, ищем друг друга, заглядывая под манеж.

Прячем предмет на глазах у малыша и просим потом найти его.

8. Иди ко мне!

Учим малыша выполнять простые просьбы, например, “Иди ко мне!” или “Дай мне мяч”.

10 месяцев

1. Части тела малыша

Учим ребенка показывать свои части тела: где его ручки, ножки, глазки, ушки и т.д.

2. Смотрим по направлению руки

Показываем рукой малышу на что-либо, вскоре он сможет смотреть по направлению руки взрослого.

3. Карточки

Кладем перед малышом 2-3 карточки-картинки. Ребенок должен по словесной просьбе, без показа предмета, выбрать нужный рисунок среди нескольких.

11 месяцев

1. Звуки животных

Показываем малышу разноцветные картинки с домашними и дикими животными и имитируем те звуки, которые им присущи: му-му, гав-гав и т.д. Просим ребенка, чтобы на ваш вопрос, как говорит собачка, свинка и т.д., он воспроизвел услышанные звуки. Помогаем их воспроизводить 🙂

2. Различия

Показывая малышу предметы, объясняем, чем один отличается от другого.

3. Рисунок

Даем малышу бумагу и карандаши, учим его рисовать.

12 месяцев

1. Просьбы и вопросы

Уделяем внимание словам. Просим выполнять такие просьбы, как “Дай”, “Принеси”, “Возьми”, просим показать знакомый малышу предмет и спрашиваем “Где?”

2. Можно и нельзя

Объясняем малышу, что можно, а что нельзя, постепенно он начнёт понимать, когда вы его хвалите, а когда недовольны.

3. Созидание

Теперь малыш уже учится нанизывать кольца на пирамидку, а не только снимать их, а также строить башенку из кубиков, ставя их один на другой. Построив башенку, научите ребенка разрушить ее, воскликнув “Бах!”.

4. Прячем предмет

Теперь малыш сможет найти предмет, если вы спрятали его несколько секунд назад.

Если мы накроем игрушку одним из двух одинаковых платков, малыш покажет, под которым находится игрушка.

5. Матрешка

Показываем малышу, как класть маленькую матрешку в большую. Рассказывая о матрешках, четко произносим слова “большая” и “маленькая”.

6. Гнезда

Это цилиндрические и прямоугольные стаканчики, вкладывающиеся друг в друга. Сначала учим малыша играть с 2 стаканчиками, большим и маленьким. Показываем, что меньший стаканчик можно накрыть большим. Потом переверните стаканчик вверх дном и спрячьте под ним яркий шарик. Попросите малыша отгадать, под каким стаканчиком он находится.

7. Коробки

Дайте малышу пустые коробки с прорезями и разные мелкие предметы (крупные пуговицы, прищепки и т.д.) и он будет складывать предметы в различные емкости, а потом доставать их оттуда.

8. Машинки

Машинки полезны как мальчикам, так и девочкам. Показываем, как катать машинку. Подойдет также деревянный поезд.

9. Каталка на колесиках с длинной ручкой

Это может быть как машинка, собачка, так и пирамидка и любая другая игрушка.

10. Барабан, металлофон

Музыкальные игрушки продолжают нравится малышу. Покажите ему, что если ударить палочкой по металлофону несильно, звук будет тихий, и наоборот. А если ударить несколько раз по разным клавишам, будет мелодия.

11. Лошадка

Конь-качалка, машинка, в которую можно сесть, эти игрушки научат малыша лучше управлять своим телом. Играть с такими игрушками, конечно, можно только со взрослым.

12. Заводные игрушки

Показываем малышу, как заводить ключиком игрушку, а затем предлагаем ему сделать это самому.

13. Тряпичная кукла

Показываем малышу, где у куклы носик, глаза, рот, а затем просим его показать то же самое на кукле, на лице у мамы, на своем лице. Учим ребенка качать, кормить и укладывать куклу спать. 

 

Источники: В. Фадеева, Школа семи гномов

Версия для печати Версия для печати Отправить другу Отправить другу