- У Тани - http://u-tani.ru -

Мишель Кингдом

Мишель Кингдом

«Все люди сумасшедшие; бояться надо только тех, кто не признаётся в этом»

Мишель Кингдом.

Интервью с Мишель Кингдом

Татьяна Александрова 02.12.2018, 07.37

Удалось ли Вам найти дело всей своей жизни? Занимаетесь ли Вы им профессионально? Для меня история обретения такого дела не менее ценна и поучительна, чем результаты этого труда, даже если речь идёт о настоящих произведениях искусства. Я представляю Вашему вниманию уникального художника, самобытного мастера вышивания, который пишет картины нитями и рассказывает истории из нашей жизни на ткани. Это Мишель Кингдом, художник из Лос-Анджелеса, участник 39 групповых и персональных выставок (2014 – 2018 гг.). Официальный сайт: www.michellekingdom.com [1]. Меня вдохновило то, как глубоко эта талантливая художница анализирует свои корни и влияние своего прошлого на настоящее, и как тонко она воплощает свои чувства и убеждения в своих работах, каждая из которых читается как самостоятельное художественное произведение.

– Меня зовут Мишель Кингдом, я родилась и выросла в Лос-Анджелесе в Калифорнии. Я нахожусь здесь большую часть жизни, а на данный момент мы расположились в предместьях Бербанка со своим мужем и 16-летней дочерью. Я родилась в 1967 году и провела свои годы становления, погрузившись в поп-культуру Лос-Анджелеса 1970-1980 годов. Моя многочисленная семья, напротив, вела образ жизни весьма сплочённый, старомодный. Четыре поколения жили в нескольких милях друг от друга, а некоторые – там же, в многоквартирных домах. Эта дихотомия давала мне уникальную перспективу. Я находилась между двумя мирами и была одной из последних, кто знал наших родственников-иммигрантов. Семья постепенно сокращалась, становилась более отдалённой и независимой и, в сущности, ассимилировала в современную модель уединённой нуклеарной семьи. В моей работе есть чувство утраты, это прямой результат реальности.

– Как долго Вы занимаетесь искусством?

– Я изучала традиционное изобразительное искусство в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где я занималась рисунком и живописью. Моя карьера развивалась в нескольких различных областях искусства, включая дизайн одежды. Позднее я занялась образовательной деятельностью в области искусства. С тех пор, как родилась моя дочь, я вела обычные академические занятия для детей. Несмотря на то, что я росла в атмосфере созидания и продолжала заниматься творчеством самостоятельно, только в 2014 году я сознательно погрузилась в мир искусства и с тех пор остаюсь в нём.

– Каковы Ваши ближние и дальние профессиональные цели и мечты?

– Мои надежды, планы и мечты всегда просты. Я просто хочу продолжать работу и надеюсь, это будет хорошая работа. Весной 2019 года я буду участвовать в групповой выставке, а также состоится и персональная выставка моих работ.

– Каков Ваш девиз в жизни?

– Все люди сумасшедшие; бояться надо только тех, кто не признаётся в этом.

– Что или кто вдохновил Вас на живопись и продолжает вдохновлять сейчас?

– Мой первоначальный интерес к ручной вышивке возник в колледже, где я изучала традиционное изобразительное искусство. Это было в 1990-х, когда в мире искусства доминировали работы негабаритные, высоко концептуальные, ироничные и невероятно интеллектуальные. В основном они оставили меня равнодушной, и я никогда не считала, что искусство – это жизнеспособный карьерный путь. Имея интерес к текстилю, я сама занималась разными материалами. Примерно в это время я и начала создавать эти странные, миниатюрные истории нитями, я самоучка. Я никому не показывала свои вышивки и даже не думала, что кому-нибудь это будет интересно. На протяжении многих лет я работала время от времени, эпизодически, отвлекаясь на обычную жизнь взрослого человека.
После того, как родилась моя дочь, я начала заниматься вышивкой целенаправленно. И вот, имея за плечами десятилетия личной истории и жизненного опыта, я поняла, что средство передачи информации оказалось более важным для меня, чем когда-либо. Я постепенно начала делиться своей работой в социальных сетях и была приятно удивлена, когда поняла, что людям интересно то, что я делаю. Пути назад не было, и моё личное увлечение стало нарастающей одержимостью.
Вдохновение исходит отовсюду. Каждая работа – это синтез из нескольких элементов, включающих воспоминания, отношения, фотографии, литературу, персональную мифологию, историю искусства и воображение. Мне интересно изучать личность и взаимоотношения, а также то, как наше восприятие, в частности отфильтрованное через призму нашей души, формирует нашу реальность. Меня завораживает непрерывное напряжение противоположных движущих сил: стремления и ограничения, ожидания и потери, принадлежности и отчуждения, правды и иллюзии. В конечном итоге мои личные переживания управляют замыслом.
Современный политический климат в Америке привёл к шокирующим и мрачным результатам, которые также отразились на моей работе. Я не заинтересована в создании откровенно политической работы, но теперь это влияние говорит во многом о моём информационном наполнении и направленности. Моя работа в значительной степени опирается на символизм и аллегорию, и недавние события имеют дополнительный смысловой слой, который остро осознаётся и который невозможно игнорировать в нынешних условиях.

– Как происходит чудо созидания?

– Каждая вышивка начинается с продолжительного процесса формирования и разработки концепции. Иногда у меня с самого начала есть чёткий замысел, но чаще это несколько смутных образов и идей, которые я хочу исследовать. Идеи выкладываются почти как коллаж, и после большого количества эскизов окончательный рисунок детализируется для создания шаблона. Отсюда он переносится на ткань и служит простой рамочной схемой.
При вышивании я использую насыщенный, интуитивный, гибкий подход, и каждая часть работы находится в движении до самого конца. Я по-прежнему предпочитаю рисовать нитью, а не с помощью сюжетных, традиционных вышивальных стежков. Начиная с предварительного видения, я оставляю место для экспериментов и неожиданных открытий на этом пути. Исполнение конкретной идеи в моей голове меня не интересует, потому что именно процесс я нахожу наиболее интригующим.

– Как Вы обычно проводите свой день?

– Мой день за вышивкой со стороны покажется очень скучным. По сути, это часы и часы кропотливого медленного ручного труда, выполняемого мной сидя на диване в самой солнечной комнате дома, обычно рядом с двумя котами, которые прячутся неподалёку. Когда я не занята вышивкой, я учу детей в дошкольных учреждениях и провожу время со своей семьёй.

– Что бы Вы посоветовали начинающим художникам, которые хотят улучшить своё мастерство?

– Я бы сказала тем, кто подумывает справиться с вышивкой, что сначала нужно решить, какова Ваша цель, и начать с реалистичных шагов, чтобы избежать разочарования. Определённо, мой лучший совет – это просто попробовать и посмотреть, находится ли отклик на ткани. Настойчивость – это самое важное.


Оригинал интервью на английском языке:

My name is Michelle Kingdom, and I was born and raised in Los Angeles, California. I have lived here most of my life and currently reside in the suburb of Burbank with my husband and 16 year old daughter. Born in 1967, I spent my formative years immersed in 1970’s and 1980’s Los Angeles pop culture. By contrast, my family led an extremely close-knit, old world, extended family existence. Four generations lived within a few miles of each other, and some in the same multifamily dwellings. This dichotomy gave me a unique perspective. I walked between two worlds, one of last to know my immigrant relatives. The family progressively shrunk, grew more distant and independent, and essentially assimilated into the modern, lonely nuclear family model. There is a sense of loss in my work, a direct result of this reality.

– How long have you been in the world of art?

I studied traditional fine art at UCLA, particularly drawing and painting. My career has been in several different art fields including fashion design and later art education. Since having my daughter, I have worked in a regular academic classroom with children. Despite growing up creating art and continuing its pursuit privately over the years, I only deliberately entered the art world in 2014 and have been showing ever since.

– What are your near and far professional targets and dreams?

My hopes, plans and dreams are always simple. I just want to keep making work, and hopefully good work at that. I will have some pieces in a group show and a solo show here in Los Angeles in spring of 2019.

– What is your life motto?

Everyone is crazy but you only need to fear those that don’t admit it.

– What or who inspired you to start embroidery and keeps inspiring you now?

My initial interest in hand embroidery began while in college, where I studied traditional fine art. This was around 1990 and the art world was dominated by work that was oversized, highly conceptual, ironic and impossibly clever. It mostly left me cold and I never thought art was a viable career path. Having had an interest in textiles, I dabbled in various mediums on my own. It was around that time that I started creating these odd, tiny stories in thread and am self-taught. I didn’t show my embroideries to anyone and didn’t think anyone would even be interested. Over the years I only worked sporadically, sidetracked by adult life unfolding.
After my daughter was born, I began to pursue embroidery with a renewed sense of purpose. Now armed with decades of personal history  and baggage, the medium seemed more relevant to me than ever. I slowly started to share my work on social media, happily surprised to find that others seemed interested too. There was no turning back, and my private passion became a mounting obsession.
Inspiration comes from everywhere. Each piece is a synthesis of several elements including memories, relationships, photographs, literature, personal mythology, art history and imagination. I am interested in exploring identity and relationships, and how our perceptions, particularly filtered though the lens of our psyche, shape our reality. The continual tension of opposing dynamics such as aspiration and limitation, expectation and loss, belonging and alienation, truth and illusion, fascinates me. Ultimately my own personal experiences drive the concepts.
The  current American political climate has produced shocking and dark results that have also affected my work. I am not interested in creating overtly political work, but it’s influence now informs much of my content and direction. My work relies heavily on symbolism and allegory, and recent narratives have an additional layer that is keenly aware of and incapable of ignoring in this current environment.

– How does the miracle of creation happen to you?

Each embroidery starts with the lengthy process of formulating and developing the concept. Sometimes I have a clear concept from the beginning but more often I have several vague images and ideas that I want to investigate. Ideas are laid out almost like a collage and after many sketches, a final drawing is refined for a pattern. From there it is transferred to fabric to serve merely as a skeletal framework.
Stitching is done with a dense, intuitive, fluid approach and each piece stays in flux until the very end. I still prefer to draw with thread rather than plot technical, traditional embroidery stitches. Starting with a preliminary vision, I make room for experimentation and unexpected discovery along the way. Fulfilling a fixed idea in my head doesn’t interest me because it is the process that I find intriguing.

– What is your day usually like?

My day of stitching would be very boring for an observer. It essentially amounts to hours upon hours of painstaking slow hand work while sitting on my couch in the sunniest room of the house, usually with my two cats lurking nearby. When not busy stitching, I’m teaching children at preschool and spending time with my family.

– What would you advise those people who are only beginners in the world of art and want to get better?

I would say to those thinking about tackling embroidery that they should first decide what their goal is and start with realistic steps to prevent frustration. Ultimately the best advice is to just try and see if the medium truly resonates. Perseverance is key.